Нижнеангарск - самый северный поселок Байкала

718
3 минуты



К юбилею Северо-Байкальского района

К 85-летию образования п. Нижнеангарск 


Нижнеангарск –

самый северный поселок Байкала

       17 ноября 2023 года воспитанники предшколы НСОШ №1 совершили историческое путешествие по Нижнеангарску.

       Нижнеангарск – самый северный порт и железнодорожная станция на Байкале. Вдоль поселка проходит железная дорога, пересекающая его с запада на восток и соединяющая Северный Байкал с западными и восточными регионами России. Характерной чертой  Нижнеангарска  является то, что улицы и территории растянуты вдоль берега Байкала на более чем 20 километров! Если взглянуть на схему поселка, то можно увидеть, что вдоль байкальского побережья тянется ряд длинных улиц и человеку, впервые приехавшему сюда, кажется все вытянутым.

       Территория современного Нижнеангарска - это ирония местоположения, так как судьба его намного сложнее, чем все то, что написано о нем в новейшей истории.

       С образованием Северо-Байкальского района центром было село Чичевки, а с 1931г. – село Губа, поменявшее свое название с 1932г. по 1938г. на Козлово.  9 декабря 1938г. поселку вернули название Нижнеангарск, присвоив ему статус рабочего поселка.

       Но исторически жизнь поселка Нижнеангарск напрямую связана с судьбой двух населенных пунктов, которых уже давно нет на карте района, но именно они определили место районного центра. Это два исторических поселения - Дагары и Чичевки.

       В современном Нижнеангарске на берегу Байкала есть памятный знак - стела, указующая на то, что данная географическая точка является крайней северной точкой озера Байкал. Именно здесь, в устье Кичеры, обозначено место исторического нахождения поселения Чичевки. Под стелой внизу впадает в Байкал таёжная и полноводная река Кичера. На противоположном берегу, за устьем Кичеры, начинается и тянется на 18 километров в виде косы вдоль озера, длинный и тонкий остров Ярки, отделяющий Байкал от заболоченной поймы двух полноводных рек Кичеры и Верхней Ангары. Это даже не пойма рек, а совместный сор двуречья, где невозможно даже провести водную границу, так как водное пространство неделимого треугольника дельт с островками растянуто на десятки километров. Остров Ярки, узкий, длинный и гибкий, как спина подводного дракона, отделяя огромную речную, островную и местами заболоченную страну от водной глади Байкала, тянется к противоположному восточному берегу озера, на котором возвышаются острые вершины Баргузинского хребта. Именно там, за далеким окончанием острова, находится устье Верхней Ангары, протекающей у подошвы гор-исполинов.

      Там, в голубой дымке, как мираж, видятся дымки деревни, которой уже давно нет. Именно там 100 лет назад еще светил один из десяти байкальских маяков - Дагарский.

      Исторической вехой, круто изменившей жизнь поселка и оказавшей решающее влияние на его социально-экономическое развитие, стало строительство БАМ. Малоизвестный поселок на севере Байкала привлекает внимание всей страны. Со всех концов необъятной родины приезжают строители БАМ, идут письма, телеграммы, посылки. Пик развития Нижнеангарска приходится на время БАМ и первые годы ее эксплуатации. Строятся новые учреждения, поселок развивается в длину и ширину. Появляются новые микрорайоны, именуемые: Площадка, на которой базировалось «Управление строительства Бамтоннельстрой» (с 1975г.) в него входили подразделения ТО №11,ТО №12, ССУ №771, КЭПРО. Всего в составе управления было 8 ТО;  Половинка, принадлежащая организациям МК-142 и МК- 160 треста «Запбамстроймеханизация», и после завершения строительства БАМ, присоединенная к Нижнеангарску, ВГСО (Всесоюзный горный спасательный отряд), который первым обеспечивал безопасность при проведении взрывных горных работ для строителей БАМ.

      Строительство железной дороги в районе поселка началось в 1978г. Были открыты аэропорт, железнодорожный вокзал, построен порт.

Галерея