Воспоминания строителей БАМа

34
4 минуты


В рамках подготовки празднования 50-летнего юбилея Байкало-Амурской магистрали в Центре досуга состоялись встречи ветеранов-бамовцев. Они обсуждали, как лучше им оформить свои плакаты, баннера, форму одежды, чтоб не затеряться в общей массе приезжих гостей с других регионов. И конечно, вспоминали, вспоминали годы молодости на БАМе.

Владимир Иванович Литвинов работал водителем в БТС. Думал, что заработает целевой чек на машину и уедет. В течение двух-трех лет работы здесь можно было получить недоступный большинству советских людей сертификат на автомобиль, а нередко и квартиру.

Плюс прибавки за счет северного коэффициента и другие многочисленные доплаты значительно увеличивали заработную плату строителя БАМа, средний уровень которой был на 50--60% выше зарплаты, получаемой в той же отрасли в европейской части страны. Все это и породило представление о БАМе как о месте, где можно заработать.

Поначалу жил в общежитии, познал все тяготы неустроенного быта. Водительский состав занимался доставкой различных грузов. Работали, как говорится, не покладая рук, в любую погоду, прихватывая и ночь. Ветераны-бамовцы вспоминают:

- В тяжелых условиях бездорожья техника не выдерживала, ломались узлы и детали, и тогда на помощь приходила ремонтная мастерская, слесари, токари, сварщики. Были люди, которые могли «поставить диагноз» любой неисправности и найти выход для ее устранения. В общем, в те годы трудились в атмосфере всеобщего трудового энтузиазма.

- Зимой основная задача была по «зимнику» доставить стройматериалы, технику и другие грузы к месту строительства. Летом по бездорожью было просто не проехать — сплошные болота, вот и нужно было успевать зимой. А с первым теплом уже шли укладчики, строители и километр за километром строили дорогу.

- Зимой температура опускалась до минус 40 градусов, котел топился дровами, угля не было, поэтому тепло в помещении было только тогда, пока он горел. Как все засыпали и дров подкинуть было некому, в вагончике начиналось резкое понижение температуры. Бывало такое, что ночью волосы примерзали к стенке «восьмерки». Уже позже поставили электрообогреватель, работавший от небольшой переносной электростанции. Легче стало только когда провели первую ЛЭП и электричества стало в избытке.

- Летом в тайге была другая напасть- гнус. Слепни, оводы, мошка… Специальные мази от комаров часто не спасали. Приходилось ходить в плотной одежде и специальной шляпе с сеткой, в каких ходили пчеловоды.

Много интересных, а порой и страшных историй пришлось пережить строителям БАМа.

- Два раза столкнулся с «хозяином тайги». Однажды ехал на своем «Магирусе» и прямо перед машиной вышла медведица, встала на задние лапы, передние вскинула, словно пытаясь его остановить. Что делать? Остановился, подождал какое-то время, потом решил потихоньку продвигаться вперед, но в это время из кустов вышел медвежонок, перебежал дорогу, а следом за ним — еще один. Тогда и медведица ушла с проезжей части вслед за малышами. Второй раз было страшнее - ехал с другом на отдых на «Ниве», когда на нас вышел огромный медведь. Сердце колотится... Что делать? Понял, если остановлюсь, медведь на нас кинется и, скорее всего, машину помнет. А до поселка 100 километров. Не пешком же потом возвращаться... Потихоньку двинулся на зверя, а он не уходит. Когда метра два до медведя оставалось, он посторонился и машину пропустил. Свадьбы на магистрали стали играть в первые же годы. Это были веселые молодежные вечера и крепкие семьи на всю оставшуюся жизнь. На только что построенных станциях еще не было каких-то особенных памятных мест, куда смогли бы отправиться молодожены в день свадьб, поэтому жених и невеста делали свои первые шаги в качестве супружеской пары по новым рельсам. Вскоре прогулка по железной дороге стала традицией.

Женщины на стройке работали наравне с мужчинами. Когда нужно было сдавать объект, домой приходили и в двенадцать ночи. А дома маленькие дети, чьи родители всегда на работе. Дети на БАМе быстро становились самостоятельными. Нужно было печи топить, приносить из магазина продукты, а главное - добывать воду из бочки. Бочки всегда привозили утром, а через несколько часов, чтобы согреть чайник, приходилось долбить лед. Это была наша повседневная работа, без доли сомнения говорят сегодня бамовцы. Какие подвиги? Нужно было построить дорогу, мы и строили. Не задумывались ни о чем. Было нелегко… Но, появись возможность повторить жизнь снова, мы бы ничего не изменили. На БАМе в те годы сложилась какая-то совершенно особенная общность людей – бамовцы. И сегодня в любом конце мира, если они встречают друг друга, то как родные люди. Здесь не разбирали ни возраста, ни национальностей. Каждая республика вливала в общий бамовский дух свой национальный колорит, и никто против этого не возражал.

Даже вокзалы станций на БАМе оформляли в национальном стиле той бригады, которая его строила. Были грузинские, армянские, прибалтийские станции. Культур было много, песен, стихов, и все они смешивались, как в общем котле. Одно оставалось неизменным: даже в суровых условиях стройки мужчины всегда старались по-рыцарски относиться к своим коллегам прекрасного пола.


Подготовлено по воспоминаниям ветеранов